Современный мегаполис преподает нам всем уроки выживания в таком режиме, когда белку в колесе давно заменил гепард. Советы в этой статье не претендуют на звание вселенской истины, просто кому-то это действительно может быть полезно.

1.Все, что можно успеть сделать меньше, чем за час – делай сразу. На работе неожиданно попросили составить таблицу по данным, которые уже есть? Это дело получаса. Зато это сэкономит ресурсы, которые будут в фоновом режиме обрабатывать отложенную задачу в течение всего дня, когда мозг будет одержим идеей куда бы ее вписать.

Еще это позволит контролировать накапливаемость текущих дел и избежать традиционного аврала в конце месяца. Также задачи, сданные начальству вовремя (и даже с опережением), сыграют на руку твоей деловой репутации и будут держать тебя в тонусе.

2. На работе – работай. Серьезно. Чай с коллегами это очень здорово, но для этого есть обеденные перерывы или вечер пятницы, если ты самодостаточная женщина и дома тебя никто не ждет.

Милые (на самом деле нет) разговорчики о новой девочке из бухгалтерии способны убить в среднем 60 % рабочего времени. При этом нужно учитывать, что отдельные ресурсы задействованы на то, чтобы войти в деятельность и выйти из нее.

Поэтому все отвлечения «на пять минуточек дать отдохнуть глазам» приводят к тому, что мозг теряет форму и начинает вытекать через нос. Не буквально, разумеется.

3. По возможности, не бери работу на дом (вытекает из предыдущего). Поговорив с коллегами о рецептах каши из пшена, можно украсть у своей семейной жизни пару часов приятного времяпровождения вечером. Дома есть домашние дела. На работе – рабочие.

4. Пиши списки и дроби задачи. Это очень простая идея, которую все игнорируют. Во-первых, нагромождение дел, каждое из которых не уступает другому по масштабности и значимости, провоцирует невроз и неизбежно приводит к спасительной прокрастинации.

Мы как бы становимся на позицию контролера, ругаем себя за несоблюдение сроков, жалуемся людям вокруг и делаем грустно-смешные картинки про лень и отсутствие силы воли. Вместо этого можно создать красивый списочек с очень мелкими нестрашными задачами, за выполнение которых нужно себя хвалить.

Например, вместо «написать диссертацию» (о боже, можно я лучше стану дворником?) можно внести пункты «найти образец титульного листа», «исправить образец титульного листа», «написать план первой главы», «зайти в библиотеку за книгами» и т.д.

До смешного: в моменты крайнего отчаяния у меня были пункты «создать файлик на рабочем столе», «переименовать файлик». Главное – искренне и без иронии хвалить себя за каждую завершенную задачу. Молодец! Ты все-таки подобрал этому документу правильное название! Я горжусь тобой!

Медленно, но верно это приближает тебя к выполнению цели. А вот картинки с говорящим котом – нет.

5. Отдых – это смена деятельности. По-моему эта фраза пришла к нам из трудовых лагерей, но идейное зерно в ней верное. Если я не хочу учить ПДД прямо сейчас, я могу просто пропылесосить или написать отчет. Свобода выбора – это замечательно. А полежать кверху пузом можно и у стены, тренируя растяжку в асане.

6. Таймменеджмент – это по сути умение рассчитать точное время, которое требует данная задача, степень своей активности и возможности сочетать задачи в моменты, когда твое активное участие в одной из задач не требуется. Гуру таймменеджмента – повара в столовых.

Чтобы создать комплексный обед из трех блюд, нужно прикинуть в голове, какой из продуктов длительное время сможет вариться сам по себе, что нужно предварительно подготовить, что нужно жарить, постоянно помешивая, а что в этот момент можно оставить остывать.

Этот же принцип должен лежать в основе всего. Пока распечатывается 20 копий этого документа, я смогу подправить презентацию. Пока я буду пришивать пуговицу, я смогу послушать прогноз погоды. Пока греется машина, я смогу ответить на Е-мэйл. Если не доводить до абсурда и повторять регулярно, это станет образом жизни. Главное, при формировании этой привычки не забыть запрограммировать кнопку «выкл».

7. Больше ритуалов! Когда мы хотим медленно попить чай, мы расстилаем циновку и достаем тот набор из Таиланда, а в конце долгого рабочего дня визуализируем ванну с пеной и музыкой. Ритуал отличают от утомительной регулярной деятельности атрибуты и традиции.

Я всегда покупаю определенную еду, если знаю, что предстоит полуночное «сидение» у компьютера. Кстати, работаю я лежа, всегда в одном и том же месте, разложив вокруг себя свои сакральные угощения. Полюби своего демона и он перестанет казаться страшным.

8. Решения, принятые после двух часов ночи – априори неправильные. Этот римейк народной истины «утро вечера мудренее» я услышала от нашего председателя факультета, когда была на первом курсе. Человек, прошедший 5 лет студвесен филфака, не может ошибаться в таких вещах.


2 часа ночи – время истекло, пора спать. Переделывать дольше и мучительнее, чем делать заново, а еще лучше быть выспавшимся 5 часов, чем мертвым от недосыпа.

9. Не жалей себя. Не в смысле «работай на износ», а в смысле не давай своей внутренней бабуле причитать на тему «не поел, бедный, голодный теперь», «не поспал, отдохнул бы хоть часок», «они что, совсем что ли, столько задавать» и т.п. Если ты это делаешь – значит ты можешь это делать и наоборот. Все остальное – это оправдания.

Особенно часто это встречается в форме «мои глаза устали от компьютера, нельзя столько работать, моему зрению может это навредить – пожалуй, отдохну немного, поиграю в приставку» и вариациях на тему. Внутренняя бабуля, как и любая другая, любит баловать, следи за ней и не позволяй воспитать бабулину принцесску.

Мы живем в эпоху высоких скоростей, люди, которые не научатся с этим жить, окажутся либо за бортом, либо должны будут найти какие-то альтернативные пути реализации. Но я искренне убеждена, что «сгорают» в наш век только те, кто неправильно распределил свои внутренние ресурсы.

Жить быстро – это не страшно, страшно жить неполноценно, поймав крен. А курс и дистанцию заплыва каждый выбирает сам.